Летопись Вятичей - 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Воины Большой Воды (Продолжение. Начало в №№1,2)Печатается в сокращении Глава 4 Мать-река (Люди с востока) Взял копьё своё Иануш,Стрелы взял и лук свой меткий,И в суму свою сложил он На три дня ржаных лепёшек.И отправился в дорогу,В край неведомый, опасны

Далее...

О Родноверии.

Русско-Славянское Родноверие — Ведание Родовое — это Извечная Природная (Естественная) Духовность, наполняющая и питающая Сердце каждого Руса и Славянина, неразрывно связанная с Родовой Памятью нашего народа и Родовым Исконом, донесённым до нас нашими Предками.Род

Далее...

Аркона

Репортаж со священного острова Руян. Световит Мне снится древняя Аркона, славянский храм,Пылают дали небосклона, есть час громам.Я вижу призрак Световита меж облаков,Кругом него – святая свита Родных богов.Он на коне – и слишком знает восторг погонь,О, вихри молний

Далее...

Бог, старый Бог.

«В год 6453 (945). … Великий князь наш Игорь, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир с

Далее...

Календарь

Немного истории: как создавался славянский родноверческий календарь, которым мы сейчас пользуемся.Перед тем, как начинать праздновать праздники и привлекать людей на них, необходимо было сделать одну важную вещь: составить календарь праздников. В 1993-ем с календарём

Далее...

Тверская сказка

Александр Борисович Угланов из тех, кого сегодня называют славянскими художниками, художниками-сказочниками. По мановению его волшебной кисти на холсте просыпаются забытые легенды глубокой старины: исчезнувшая Атлантида, загадочная Гиперборея, славянская Русь. Р

Далее...

Славянские свадебные традиции

Крепко-накрепко, вечно-навечно... Наверное, для каждого, кто праздновал Свадьбу — она на всю жизнь остается одним из сильнейших эмоциональных впечатлений. Мы (особенно женщины) то и дело возвращаемся к воспоминаниям тех ярких и счастливых дней, никогда не прочь, с гос

Далее...

Народные Гадания в Зимние Святки.

«…. Теперь, девки, и за гаданье можно взяться, у меня всё припасено, – сказала тётка Маланья.С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, поку

Далее...

Древние лики Богов

12 июля 2008 года на территории Москвы, во время проведения строительных работ при рытье котлована, была обнаружена фигура из дерева.Вот что написала по этому поводу газета «Калужские новости» (№29(342) 24.07.08) в статье «Уникальное изваяние нашли в мусоре»: «В прошедшие выхо

Далее...

Славянский искон.

История создания Краснодарской городской общины «Славянский искон» началась в конце 2004 года на Кубанском религиозном форуме. В жарких дебатах с противниками родноверия познакомились Светозар и Людмила, ставшие позже основателями общины. На тот момент складывалас

Далее...

Интервью с создателем РБМ.

Фактическая история Русского Боевого Многоборья насчитывает восемь лет. В 2004 году, в Саратове, официально зарегистрирована Федерация РБМ. Современная школа ближнего боя вобрала в себя главные направления традиционной состязательной славяно-русской культуры, превр

Далее...

Вещее древо из Сибири

Представляем читателям сибирскую музыкальную группу «ВеданЪ КолодЪ», играющую славянскую этномузыку. В начале следующего года группа празднует свое пятилетие. О том, как музыканты восстанавливают музыкальные инструменты, бытовавшие на Руси еще до принятия христиа

Далее...

Ведьма

Говорят, когда Бог хочет наказать, он отнимает разум... У неё он отнял ноги, потом мужа, её Александра, который стал её ногами... За что? Они так любили друг друга! Он – красивый, внимательный, добрый. Она – такая гордая красавица... Была когда-то... Опять слёзы душили её. Уже

Далее...

Тетушка Йо-Га

Лесная тишина с легким шелестом листвы и цвирканьем птичек накрыла внезапно. Кит остановился, оглядел полянку, на которую вывели его солнечные грибы-лисички. Маленькая корзинка, врученная мамой, набита до отказа, а хитрушки все уводили от тропки в сторону. – Ау, – ост

Далее...

Велеслава: музыка божественна и сокровенна, как рождение ребенка

Проекту «Велеслава» уже больше пяти лет. Тематикой песен всегда было языческое прошлое и настоящее Руси. Песни исполнительницы это не украшенные современными звуками перепевы этнических раритетов. В её репертуаре современные авторские тексты и музыка, в основе кот

Далее...

Купало

Купало 2007_1 Купало 2007_5 Купало 2007_7 Купало 2007_3

Празднуется 24.06. Вечером, 23.06, когда заходящее Солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец с длинным шестом посередине, на который насаживают купальское колесо с шестью спицами. Отдельно сооружают погребальную краду (для куклы) и малый костёр-купалец, через который будут прыгать суженые. Он должен гореть неподалёку от большого костра-купальца, но так, чтобы можно было водить хоровод.

На зачин торжественно выносят «Ярилу», куклу из зелёных веток (её делают женщины). Ставят «его» под увитую венками и лентами берёзку и водят хоровод, прославляя Ярилу. Во время хоровода кукла «нечаянно» падает – умирает. Женщины бросаются к «Яриле», пытаясь «оживить» «усопшего». Но всё напрасно. Ярило «умер» и «родился» Дажьбог (Солнце-юноша стал Солнцем-мужем). От приготовленного костра-купальца, в поле отправляется «похоронное» шествие — хоронят «Ярилу». Дойдя до середины поля, вереница людей пятится назад, притворно плача и горюя над «Ярилой». Кукла кладётся на погребальную краду под поминальные слова «скорбящих» и, после «прощаний» торжественно сжигается. Затем участники праздника собираются на капище, выстроившись в ряд. Начинается второй зачин.

Жрец собирает общую требу (хлеб, блины, зерно, горох, пироги) в подол облачения, а затем, выбрав самый большой коровай, проходит вдоль рядов. Каждый должен дотронуться правой рукой до коровая, загадав желание.

Перед сожжением на костре треба освящается жрецом. Жрец открывает зачин:
Влике Всебожье пославимо,
Якоже пращуре наше молихом,
Трижь воспоемо славу велику,
Роду словенеску, отцем а дедом,
Кие ве Сварзе бо суте.
Славу Дажьбу воспоемо,
Внуци Дажьбове, любимичи божески,
Бозиско орала вои,
Яко деснице держаще ко Суне,
Трижь воспоемо славу Сварожичем,
Бози пославимо, сурьи выпиймо,
Яко ве Сварзе бози бо суте,
Пиют за щасте божеских внуцей.
Слава!


Всем подносится братина с сурьей «во славу предков». Затем жрец читает прославление Дажьбога. Во время обряда обавники собирают обереги для освещения «на любовь». Жрец поворачивается к собравшимся и подбрасывает «в гору» три блина поочерёдно на три стороны. Кто поймает, тому в ближайшие три месяца улыбнётся счастье. После раздачи освещённых оберегов жрец читает последнее славление:
Се бо ящете
Первие — Триглаву поклонящете! —
Се яхом,
А тому вликоу славу пьящехом,
А Сварга - дида божия хвалихом,
Яко ждете ны е
Се роду божьску нащельнико
А всенску Роду — студиц вещен,
Яко вотеце во лете од крыне сва
А в зиме николе же не взмерзе.
А тоя воде живенце пьюще.
Живихомсия, доконе не прейдехом,
Якожде све ко нему убендехом
До луце гоех райстиех.
А богу Перуневи–громоверзецу,
А богу пре а борениа –
Орцехом:
«Живинта явленои,
А не преставате вращате колие!
А кыи ны венде стезеоу правоу
До брани а до тризне влика!»
О всиа павшиа,
Якове же идоут бое, живенте вещне
По пълку Перуныю!
А богу Велесу славу рцехом,
Се бо ста бог Нави а Яви,
А тому поема песынема,
Яко свет есе.
А чрез оне видяхом свет.
Зрящете — а Яви быте!
А ты нас о Нави убрежешет —
А тому хвалу поемо!
Поехом плясащетему,
Взывахом Богу нашему,
Якожде ты — земе суне нашю
А звездиа дрезац,
А свет криепце.
Слава Богам!
Слава!
Слава Предкам!
Слава!
Слава Победе!
Слава!

Купало 2008_2 Купало 2008_3 Купало  2008_9 Купало  2008_7
Клич подхватывают все собравшиеся, вытянув десницу в приветствии Солнцу. Старейшина обходит ряды, наливая каждому братину сурьи.

После принесения требы обавники закрывают обряд.

Вокруг украшенной лентами берёзки девушки начинают водить хоровод:
На Купало, на Купало –
На Купало, на Купало –
На Купало, на Купало
- Там девчонки в лес ходили
Себе Огонь наложили
Там их полночь и застала.
Ночка мала, купель моя
- Там девчонки в лес ходили
Себе Огонь наложили,
Там их полночь и застала
…На Купало, на Купало,
Там девчонки в лес ходили,
Себе Огонь наложили,
Там их полночь и застала.
На горе Огонь там светит
На горе растут деревья.
Одно древо, божье древо,
На том древе колыбелька.
В колыбельке той сестричку
Колыхали два братишки.
Колыхали, раскачали
Раскачали – уронили.
Она пала лицом в землю,
Лицом в землю, сердцем в кремни.
И спросила у братишек,
Ей ли лучше, ей ли легче.
Она молвит: «Мой братишка,
Уж от боли сердце млеет,
А умру я, мои братья,
Закопайте в огороде
И посейте три травинки,
Как приедут мои братья
Будут землю ту орати,
Меня будут вспоминати:
«Тут лежит наша кровинка,
тёмна ночка, сестра наша» –
Ночка мала, купель моя
- Ночка мала, купель моя
Ночка мала, купель моя
- Ночка мала, купель моя
Ночка мала, купель моя
- Ночка мала, купель моя…


Парни же стараются прорваться по одному через хоровод и вырвать деревце. После того, как дерево вырывают, его бросают в реку.

Затем жрец зажигает Бессмертный Огонь трением дерева об дерево и передаёт горящую головню одной из девушек: «Молода-молодица, разожги купальницу»! Та зажигает от этой головни огромный костёр-купалец.

Вокруг костра посолонь закручивают хоровод и, когда костёр разгорится, начинают петь хороводные подстрочные песни. Запевала поёт строку, затем её повторяют остальные.

Вот уже огонь охватил шест с колесом, мгновенно спалив его дотла. Хоровод закручивается быстрее, звуки свирели становятся громче… Вдруг, по знаку жреца, хоровод рассыпается, и затеваются игрища: «репка», «коняшки», «ручеёк». Когда костер прогорит и осядет, начинается выбор суженых.

Девушки и женщины идут на кумование. Отойдя подальше от мужчин, но, оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого, обсуждая с «кумушками» его достоинства и недостатки. То и дело раздаётся женский смех (во время обсуждения достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании, гадая: повезёт – не повезёт. Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец, всех молодцев и молодиц обсудили, и начинается обряд выбора суженых.

Девушка бьёт парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав девушку, он подводит её к малому костру-купальцу, через который они прыгают, держась за «купалицу», куклу на длинной палке. Если во время прыжка руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали сужеными. Если же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка. Но, как правило, первый прыжок самый «верный». Если ты не уверен в своём обаянии, лучше в первом прыжке «палку-купалку» не отпускать. Те, кто пока не прыгает, поют:
…На Купало, на Купало,
Там девчонки в лес ходили,
Себе Огонь наложили,
Там их полночь и застала.


Когда все перепрыгнут через костёр или обретут суженых, жрец спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судит прилюдно. Затем жрец гадает по жребиям. Произнося заклинания, выкапывает из земли жребий посохом и объявляет волю Богов.

Если Боги не воспротивятся, то все идут с горящими головнями к воде, припевая:
Ночка мала, купель моя
- Ночка мала, купель моя
Ночка мала, купель моя
- Ночка мала, купель моя…


Купало-2009_6 Купало-2009_7 Купало-2009_26 Купало-2009_16
На берегу реки суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает его по воде. В воде гасят головни. Вся река наполняется огнями. После этого суженые, взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через Купальский Огонь и бегут к реке, где, разоблачаясь, омываются нагие в ночной воде. После же, скрепив поцелуем уста, рассыпавшись по берегу, ищут люб люба, оставаясь вместе до зари, и это не есть прелюбодейство, но есть восторженная жертва Богам, ведь нет владетеля человеку среди людей. Детей, зачатых в купальскую ночь, Боги наделяют волшебной силой. Те же, кто не нашел себе суженых, приносят откуп Богам. Одних жрец отправляет спать в шалаши, других же назначает в сторожу, охранять мир и покой праздника от недругов. Ночью ходят в лес собирать лечебные травы, искать цветок папоротника, с помощью которого открываются клады. Гадают по сливу ручьёв, течению рек и клокотанью родников.

На рассвете праздник заканчивается. После волшебной ночи люди идут встречать восходящее Солнце.

Тысячелетия не прекращается на Славянской земле празднование Купалы — дня летнего Солнцеворота. Не прерывается священный Обычай. Пока жив Обычай — жив и народ.

{module Видео Купало 2010}

Голосование

Ваш любимый раздел журнала?
 
Сейчас на сайте:
  • 1 гость
  • 1 робот
  • [Bot]

Регистрация

Последние комментарии

Наши светописи

Наши друзья

Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры
Форум Родноверов
Торжище - славянский интернет магазин. Обереги, книги, одежда.
ВЕЛЕСОВ КРУГ
RODZIMA WIARA
Культурный фонд
АТЕНЕЙ
Круг вятичей
Кривичи
Русское мировоззрение
Тайные знания! МедВеды

Наша кнопка

88x31 Код
Журнал Родноверие

Славянские праздники

2017
Серпень(август)
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Письма читателей

Здравия Вам!!!. Я хотел спросить про оберег,щит в виде капли,с золотой каёмкой, поле красное,в верху глаз и из него две молнии.Я не помню на каком сайте видел этот оберег, но было написано,что это оберег можно нарисовать на входной двери для защиты жилища.Моя просьба прислать фото или картинку с пояснением. Конечно если это возможно. За раннее благодарен. Константин Константин

Здравия, Константин.

Мы не встречали подобного оберега.

 

Журнал Родноверие

© 2005 - 2017 Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-19899

Яндекс.Метрика