Летопись Вятичей - 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Воины Большой Воды (Продолжение. Начало в №№1,2)Печатается в сокращении Глава 4 Мать-река (Люди с востока) Взял копьё своё Иануш,Стрелы взял и лук свой меткий,И в суму свою сложил он На три дня ржаных лепёшек.И отправился в дорогу,В край неведомый, опасны

Далее...

О Родноверии.

Русско-Славянское Родноверие — Ведание Родовое — это Извечная Природная (Естественная) Духовность, наполняющая и питающая Сердце каждого Руса и Славянина, неразрывно связанная с Родовой Памятью нашего народа и Родовым Исконом, донесённым до нас нашими Предками.Род

Далее...

Аркона

Репортаж со священного острова Руян. Световит Мне снится древняя Аркона, славянский храм,Пылают дали небосклона, есть час громам.Я вижу призрак Световита меж облаков,Кругом него – святая свита Родных богов.Он на коне – и слишком знает восторг погонь,О, вихри молний

Далее...

Бог, старый Бог.

«В год 6453 (945). … Великий князь наш Игорь, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир с

Далее...

Календарь

Немного истории: как создавался славянский родноверческий календарь, которым мы сейчас пользуемся.Перед тем, как начинать праздновать праздники и привлекать людей на них, необходимо было сделать одну важную вещь: составить календарь праздников. В 1993-ем с календарём

Далее...

Тверская сказка

Александр Борисович Угланов из тех, кого сегодня называют славянскими художниками, художниками-сказочниками. По мановению его волшебной кисти на холсте просыпаются забытые легенды глубокой старины: исчезнувшая Атлантида, загадочная Гиперборея, славянская Русь. Р

Далее...

Славянские свадебные традиции

Крепко-накрепко, вечно-навечно... Наверное, для каждого, кто праздновал Свадьбу — она на всю жизнь остается одним из сильнейших эмоциональных впечатлений. Мы (особенно женщины) то и дело возвращаемся к воспоминаниям тех ярких и счастливых дней, никогда не прочь, с гос

Далее...

Народные Гадания в Зимние Святки.

«…. Теперь, девки, и за гаданье можно взяться, у меня всё припасено, – сказала тётка Маланья.С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, поку

Далее...

Древние лики Богов

12 июля 2008 года на территории Москвы, во время проведения строительных работ при рытье котлована, была обнаружена фигура из дерева.Вот что написала по этому поводу газета «Калужские новости» (№29(342) 24.07.08) в статье «Уникальное изваяние нашли в мусоре»: «В прошедшие выхо

Далее...

Славянский искон.

История создания Краснодарской городской общины «Славянский искон» началась в конце 2004 года на Кубанском религиозном форуме. В жарких дебатах с противниками родноверия познакомились Светозар и Людмила, ставшие позже основателями общины. На тот момент складывалас

Далее...

Интервью с создателем РБМ.

Фактическая история Русского Боевого Многоборья насчитывает восемь лет. В 2004 году, в Саратове, официально зарегистрирована Федерация РБМ. Современная школа ближнего боя вобрала в себя главные направления традиционной состязательной славяно-русской культуры, превр

Далее...

Вещее древо из Сибири

Представляем читателям сибирскую музыкальную группу «ВеданЪ КолодЪ», играющую славянскую этномузыку. В начале следующего года группа празднует свое пятилетие. О том, как музыканты восстанавливают музыкальные инструменты, бытовавшие на Руси еще до принятия христиа

Далее...

Ведьма

Говорят, когда Бог хочет наказать, он отнимает разум... У неё он отнял ноги, потом мужа, её Александра, который стал её ногами... За что? Они так любили друг друга! Он – красивый, внимательный, добрый. Она – такая гордая красавица... Была когда-то... Опять слёзы душили её. Уже

Далее...

Тетушка Йо-Га

Лесная тишина с легким шелестом листвы и цвирканьем птичек накрыла внезапно. Кит остановился, оглядел полянку, на которую вывели его солнечные грибы-лисички. Маленькая корзинка, врученная мамой, набита до отказа, а хитрушки все уводили от тропки в сторону. – Ау, – ост

Далее...

Велеслава: музыка божественна и сокровенна, как рождение ребенка

Проекту «Велеслава» уже больше пяти лет. Тематикой песен всегда было языческое прошлое и настоящее Руси. Песни исполнительницы это не украшенные современными звуками перепевы этнических раритетов. В её репертуаре современные авторские тексты и музыка, в основе кот

Далее...

Святовит

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

(Световид, Святовид, Свентовит, Световид)

(по книге "Сказания Древних Славян" - СПб., "Респекс", 1998)

Интересны взаимоотношения всеобъемлющего Рода и Света - божества, которому ставили идолов, посвящали первый день семидневки. В культе "недели" Свет носил название дня солнца. Тождество Рода и Света несомненно: каждый из них в том или ином источнике сопоставляется с христианским богом-Творцом. Свет также всеобъемлющ, как и Род. Это сохранилось в русском языке вплоть до XX в. в выражениях: "Обойти весь белый свет" - означает обойти всю землю; "Попал в белый свет, как в копеечку" (о плохом стрелке) - здесь белый свет понимается как необъятное небо. Можно предположить, что расплывчатое слово "свет" появилось в качестве открытой замены запрещенного и преследуемого церковниками имени Род. 

Близость Рода и Света позволяет сопоставить Рода с важнейшим богом средневековых западных славян Святовитом (Свентовитом) - владыкой небес, блиставшим солнечным светом ("святым видом"), творцом гроз и дождя. Любопытно, что главный праздник Рода и рожаниц совершенно подобен празднику урожая в честь западнославянского четырехглавого Святовита, почитавшегося в крепости Арконе на острове Рюген и у других балтийских славян могущественнейшим из богов. Святовита величали и "богом богов" и главным богом славян.

"Между многообразными божествами, которым присвоены леса, поля, печали и радости, они признают единого бога в небесах, повелевающего прочими богами, и верят, что он, всемогущий, заботится только о небесном..."(Гильфердинг А. )

Для восточных славян таким единым Богом в небесах был Род (ему же, вероятно, поклонялись под именем Света). Для западных славян божеством "белого света" был Святовит, имя которого состоит из двух частей: первая означала "святость" и "свет". "Вит" было словом, означавшим вообще достоинство природы человеческой: отсюда - витязь, вития (красноречивый, мудрый), там и корень слов: ответ, привет, вещать, вещий. (Иное толкование: последний слог "вит" - так же, как и в названиях других языческих богов: Поревит, Яровит, Ругевит - является суффиксом для образования прилагательного. Например: яро-витый, плодо-витый, ядо-витый).

Святовит - высший бог, связанный с войной и победами; его атрибуты - меч, священные знамена, копья и орлы, употребляемые на войне. Славяне питали особое уважение к одному знамени, которое называлось станицця. его появление на поле боя придавало войнам новые силы. Когда датчане взяли это знамя, арконцы так пали духом, что потеряли город, хотя до того времени они защищались с невиданным упорством.

Славяне почитали пол символом Святовита солнце; также он признавался и богом плодородия. К нему обращались с мольбами об изобилии плодов земных. Таким образом, у славян с верховным божеством неба связывались представления ожесточенной борьбы с демонами и благодатного плодородия, разливаемого им по Земле; вот почему время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Святовита над нечистой силой, получило название Святок, а весенний праздник пробуждения природы - Святой, или Саеглой, недели.

Культовый центр Святовита, где осуществлялось первосвященническое богослужение этому божеству - деревянный храм в балтийском городе Аркона. Аркона - сильно укрепленный город, построенный на обрывистой скале, нависшей над морем, и обнесенный мощной каменной стеной. Его иногда называют общеславянским культовым центром. Все славяне посылали в Аркону свою дань. Святовит считался также покровителем великого художества и торговли, поэтому каждый иноземный купец, приезжавший в славянскую землю, не мог пользоваться свободным правом своего занятия, пока не преподнесет дар Святовиту. Оттого жрецы обладали большими сокровищами, сохраняя достояние божества в запертых сундуках, в особенных коморах при храме. Кроме изобилия денежного, в этих коморах находилось много пурпурных материй, уже истлевших от времени, и огромное количество даров разного рода, приносимых людьми) дающими обеты. Даже чужеземные цари посылали подарки арконскому идолу Святовита. Известно, что датский король Свен Отто подарил ему золотую чашу искусной работы.

Город Аркона располагался на крайней северо-восточной оконечности острова Руян (Рюген) - на одноименном мысу, как бы отростке более крупного мыса, соединенного песчаным перешейком с другим таким же полуостровом, и далее - уже непосредственно с Рюгеном. Этот город-крепость, казалось, создала сама природа. Населяло его алчное и отчаянное племя пиратов. Правители города великодушно позволяли своим подданным самостоятельно заботиться о пропитании и даже предоставляли для этой цели часть посвященного верховному богу Святовиту отряда из трехсот всадников. Добыча, полученная ими в сражении, принадлежала Святовиту. Другая часть этих всадников оберегала храм и жрецов, а также священных белых коней и оружие, посвященное Святовиту, - и никто был не вправе освобождать их от этой почетной службы. Белый священный конь при храме Святовита по утрам иногда оказывался покрытым пеной. Люди верили, что ночью бог выезжал для борьбы с врагами.

Перед началом военного похода жрецы крестообразно втыкали в землю возле храма три пары копий. Главный жрец выводил коня, принадлежавшего лично Святовиту, и внимательно наблюдал за тем, как это живое воплощение бога перепрыгнет через копья. Если заносилась вперед правая нога - воинов ждала удача, если левая - поход откладывался, и назначался новый день испытания. Сам жрец кормил этого коня, и только он один имел право иногда на нем выезжать. Животное почиталось столь святым, что никто не дерзал тронуть у него ни один волосок ни в гриве, ни в хвосте.

Арконцы любили своих богов. По их представлениям, они жили среди людей, их можно было увидеть, поговорить с ними. Святовит ничем не отличался от своих почитателей: суконное или войлочное платье до коленей, которые были сделаны не из одного дерева с туловищем, но так искусно соединены с ним, что даже проницательный глаз не мог приметить этого. Ноги идола стояли на голой земле, и подошвы входили в землю. На боку у Святовита висел замечательный огромный меч, ножны и рукоять которого были украшены серебряной чеканкой прекрасной работы. Рядом с деревянной статуей находились гигантского размера седло и уздечка - на случай, если бы Святовиту пришлось самолично возглавить войско. Четыре головы Святовита, каждая на собственной шее (волосы подстрижены в кружок, все лица обрамлены короткими бородками), были обращены, как у Брахмы, к разным сторонам света. Левая его рука, упертая в бок, напоминала собой лук, а в правой он держал cкaльcy - большой металлический рог изобилия. Меч и рог, добро и зло - таков был мир, которым он властвовал и обозревал своими четырьмя головами.

Знамениты были арконский оракул Святовита, дававший силу и богатство, и его деревянный храм с высокой багряной кровлей. Стены храма были снаружи украшены всякими картинами, внешний вход в это здание был аркообразный. Внутри храм разделялся на две части: посреди здания находилось отделение на четырех колоннах, стенами ему служили висячие пурпурные покровы. Кроме потолка, блиставшего красной краской, внутреннее отделение не сообщалось с внешним - здесь-то и находился идол Святовита. Красный цвет считался символическим цветом главного славянского божества, поэтому в его капище* был пурпурный занавес, в сундуках - множество пурпурных одежд.

(Храм и оракул Святовита были раскопаны в первой четверти нашего века экспедицией под руководством директора Берлинского музея Карла Шуххардта.)

В сентябре, в канун большого праздника урожая, верховный жрец собственноручно подметал жилище "бога богов", задерживая при этом дыхание, дабы оно не осквернило святое место (каждый раз, когда ему надлежало перевести дух, он должен был выйти из храма). В праздничный день поднимали пурпурный занавес, скрывавший статую Святовита, забивали жертвенный скот, в роге изобилия плескалось налитое год назад вино или мед. Жрец, в красных одеждах, брал в руки рог, заглядывал в него и, в зависимости от того, сколько в нем уцелело содержимого, давал пророчество относительно будущего года. Затем он пригубливал вино во славу Святовита, выливал остаток к его стопам, наполнял рог молодым вином или медом, вновь пригубливал и возвращал рог на место.

Святовитов рог с вином служил знамением тех сосудов, из которых небесные боги проливали на землю благотворные дожди. Усыхание напитка предвещало умаление дождей, а следовательно, засуху и бесплодие, и наоборот. Мифическое значение меда и вина используется и в других обрядах.

Народ, собравшийся у входа в храме, единодушно молил тем временем царя богов даровать в грядущем году еще лучший урожай и защиту от врагов. Из смолотого зерна, собранного по горсточке со всех жителей и паломников, в храме сооружался огромный круглый медовый пирог едва ли не в человеческий рост. Жрец, спрятавшись за ним, спрашивал людей, находящихся по другую сторону, видят ли они его. После неизменно положительного ответа он обращался к взиравшему на этот обряд Святовиту и умолял бога послать в следующем году урожай получше и зорко приглядывать за безопасностью и благополучием общины. Потом жрец благословлял всех от имени Святовита; на огонь возлагались жертвы, наполнялась вином пиршественная чаша. Жрец брал ее зубами, без помощи рук лихо опорожнял и перебрасывал через голову. Там чашу ловили, вновь наполняли и подносили второму и затем - третьему жрецам. После этого чаша точно таким же образом пускалась по кругу. Когда она возвращалась к верховному жрецу, он еще раз благословлял всех присутствующих, и затем до наступления темноты продолжался пир, переходивший постепенно в пьяную оргию. Остатки еды и посуда закапывались. По прошествии двенадцати месяцев этот ритуал в точности повторялся.

Интересно, что магический обряд прятания за пирогом дожил вплоть до XIX в. Он известен на Украине и в Белоруссии, но уже как семейный, а не общинный. Во время зимних Святок отец прячется за рождественский пирог и спрашивает своих домочадцев, видно ли его из-за пирога. По пирогу гадают об урожае будущего года.

В Болгарии сохранился общинный характер этого рождественского обряда. Роль древнего жреца выполнял священник, который становился за караваем и обращался к присутствующим в церкви прихожанам с вопросом, видят ли они его.

Кроме этого гадания, жрецы гадали по дощечкам: брали три дощечки, у которых одна сторона была белой, а другая - черной, и бросали их на землю. Если две падали белой стороной, это означало счастье и удачу, если черной - неудачу. Женщины при храме гадали по линиям в 1^енле на потухающем угле.

Город Аркона оказался полуразрушенным в 1168 г. после очередного набега датского короля Вальдемара 1 (Великого) - воинственного правнука Владимира Мономаха. Статуя Святовита, его знамя и боевые значки были сожжены, святилище сровняли с землей, а жителей насильно крестили. На остатках тринадцатиметрового вала было возведено заборало- почти неприступная каменная стена с зубцами и деревянными сторожевыми башнями. С внешней ее стороны, судя по всему, тянулась еще и гребля - ров, наполненный водой. Эту стену окончательно стер с лица земли в следующем году тот же Вальдемар, по настоянию своего советника, имевшего обыкновение искоренять язычество не столько крестом, сколько огнем и киркой. Вскоре после похода датчан развалины Арконы вместе с частью суши опустились на дно морское, но до сих пор на Рюгене бытует легенда, что время от времени туманный образ этого славянского города возникает из волн подобно Призрачному граду Китежу.

СВЕТОВИТ

Мне снится древняя Аркона,

Славянский храм,

Пылают дали небосклона,

Есть час громам.

Я вижу призрак Световита

Меж облаков,

Кругом него - святая свита

Родных богов.

Он на коне - и слишком знает

Восторг погонь,

О, вихри молний нагоняет

Тот белый конь.

Он бросил алую Аркону,

Туман завес,

И льнет к нетронутому лону,

К степям небес.

Он позабыл священность красных

Заклятых стен

Для свежей радости неясных

Измен, измен.

И рог с вином им брошен в храме,

И брошен лук,

И с ним несется небесами

Громовый звук.

Славянский мир объят пожаром,

Душа горит.

К каким ты нас уводишь чарам,

Бог Световит?

К. Бальмонт

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Голосование

Ваш любимый раздел журнала?
 
Сейчас на сайте:
  • 1 гость
  • 1 робот
  • [Bot]

Регистрация

Последние комментарии

Наши светописи

Наши друзья

Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры
Форум Родноверов
Торжище - славянский интернет магазин. Обереги, книги, одежда.
ВЕЛЕСОВ КРУГ
RODZIMA WIARA
Культурный фонд
АТЕНЕЙ
Круг вятичей
Кривичи
Русское мировоззрение
Тайные знания! МедВеды

Наша кнопка

88x31 Код
Журнал Родноверие

Славянские праздники

2017
Кветень(апрель)
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Письма читателей

Здравия Вам!!!. Я хотел спросить про оберег,щит в виде капли,с золотой каёмкой, поле красное,в верху глаз и из него две молнии.Я не помню на каком сайте видел этот оберег, но было написано,что это оберег можно нарисовать на входной двери для защиты жилища.Моя просьба прислать фото или картинку с пояснением. Конечно если это возможно. За раннее благодарен. Константин Константин

Здравия, Константин.

Мы не встречали подобного оберега.

 

Журнал Родноверие

© 2005 - 2017 Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-19899

Яндекс.Метрика