Летопись Вятичей - 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Воины Большой Воды (Продолжение. Начало в №№1,2)Печатается в сокращении Глава 4 Мать-река (Люди с востока) Взял копьё своё Иануш,Стрелы взял и лук свой меткий,И в суму свою сложил он На три дня ржаных лепёшек.И отправился в дорогу,В край неведомый, опасны

Далее...

О Родноверии.

Русско-Славянское Родноверие — Ведание Родовое — это Извечная Природная (Естественная) Духовность, наполняющая и питающая Сердце каждого Руса и Славянина, неразрывно связанная с Родовой Памятью нашего народа и Родовым Исконом, донесённым до нас нашими Предками.Род

Далее...

Аркона

Репортаж со священного острова Руян. Световит Мне снится древняя Аркона, славянский храм,Пылают дали небосклона, есть час громам.Я вижу призрак Световита меж облаков,Кругом него – святая свита Родных богов.Он на коне – и слишком знает восторг погонь,О, вихри молний

Далее...

Бог, старый Бог.

«В год 6453 (945). … Великий князь наш Игорь, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир с

Далее...

Календарь

Немного истории: как создавался славянский родноверческий календарь, которым мы сейчас пользуемся.Перед тем, как начинать праздновать праздники и привлекать людей на них, необходимо было сделать одну важную вещь: составить календарь праздников. В 1993-ем с календарём

Далее...

Тверская сказка

Александр Борисович Угланов из тех, кого сегодня называют славянскими художниками, художниками-сказочниками. По мановению его волшебной кисти на холсте просыпаются забытые легенды глубокой старины: исчезнувшая Атлантида, загадочная Гиперборея, славянская Русь. Р

Далее...

Славянские свадебные традиции

Крепко-накрепко, вечно-навечно... Наверное, для каждого, кто праздновал Свадьбу — она на всю жизнь остается одним из сильнейших эмоциональных впечатлений. Мы (особенно женщины) то и дело возвращаемся к воспоминаниям тех ярких и счастливых дней, никогда не прочь, с гос

Далее...

Народные Гадания в Зимние Святки.

«…. Теперь, девки, и за гаданье можно взяться, у меня всё припасено, – сказала тётка Маланья.С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, поку

Далее...

Древние лики Богов

12 июля 2008 года на территории Москвы, во время проведения строительных работ при рытье котлована, была обнаружена фигура из дерева.Вот что написала по этому поводу газета «Калужские новости» (№29(342) 24.07.08) в статье «Уникальное изваяние нашли в мусоре»: «В прошедшие выхо

Далее...

Славянский искон.

История создания Краснодарской городской общины «Славянский искон» началась в конце 2004 года на Кубанском религиозном форуме. В жарких дебатах с противниками родноверия познакомились Светозар и Людмила, ставшие позже основателями общины. На тот момент складывалас

Далее...

Интервью с создателем РБМ.

Фактическая история Русского Боевого Многоборья насчитывает восемь лет. В 2004 году, в Саратове, официально зарегистрирована Федерация РБМ. Современная школа ближнего боя вобрала в себя главные направления традиционной состязательной славяно-русской культуры, превр

Далее...

Вещее древо из Сибири

Представляем читателям сибирскую музыкальную группу «ВеданЪ КолодЪ», играющую славянскую этномузыку. В начале следующего года группа празднует свое пятилетие. О том, как музыканты восстанавливают музыкальные инструменты, бытовавшие на Руси еще до принятия христиа

Далее...

Ведьма

Говорят, когда Бог хочет наказать, он отнимает разум... У неё он отнял ноги, потом мужа, её Александра, который стал её ногами... За что? Они так любили друг друга! Он – красивый, внимательный, добрый. Она – такая гордая красавица... Была когда-то... Опять слёзы душили её. Уже

Далее...

Тетушка Йо-Га

Лесная тишина с легким шелестом листвы и цвирканьем птичек накрыла внезапно. Кит остановился, оглядел полянку, на которую вывели его солнечные грибы-лисички. Маленькая корзинка, врученная мамой, набита до отказа, а хитрушки все уводили от тропки в сторону. – Ау, – ост

Далее...

Велеслава: музыка божественна и сокровенна, как рождение ребенка

Проекту «Велеслава» уже больше пяти лет. Тематикой песен всегда было языческое прошлое и настоящее Руси. Песни исполнительницы это не украшенные современными звуками перепевы этнических раритетов. В её репертуаре современные авторские тексты и музыка, в основе кот

Далее...

Лексика, связанная со строительством и переходом в новый дом

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

При изучении данного вопроса было проанализировано 66 текстов, собранных в семи районах Ростовской области: Шолоховском, Константиновском, Азовском, Тарасовском, Багаевском, Усть- Донецком и Цимлянском. Таким образом, удалось охватить территорию Верхнего, Среднего и Нижнего Дона. Также в данной работе используется Большой толковый словарь донского казачества.

Первая группа – собственно обрядовая лексика, практически совсем не фиксируется. В ходе исследования был найден лишь термин «входины». В большом толковом словаре донского казачества даётся следующее толкование: «входины» — новоселье: «када дом мы пастроили вот эта жы называица фходины» (Чертковский р-н, х. Сетраки).

При анализе собранных текстов мы можем наблюдать следующее: в каждом районе и по настоящее время сохранились обряды, связанные со строительством и переходом в новый дом. Со временем они претерпели некоторые изменения, а именно: произошло сокращение и усовершенствование ритуала строительства.

В ходе анализа собранных текстов были выделены три группы лексики:

  1. собственно обрядовая лексика;
  2. название персонажей, которые являются покровителями домашнего очага;
  3. лексика, приуроченная к описанию обряда строительства.

Несмотря на то, что собственно обрядовая лексика практически не фиксировалась, мифологическая сторона строительства и перехода в новый дом, сохраняется. И наблюдается это на территории всех исследуемых районов.

Ко второй группе – название персонажей покровительства домашнего очага — относятся следующие: домовой, хозяин, домовик. Домовой чаще именуется по месту обитания: домовой, домовик. В собсранных текстах традиционно распространён образ домового: «он у каждам доми живет / наверна на чирдаке // я ни видала // вот нидавна видил хто-та / толька бис хваста иво видили//» (Усть-Донецкий р-н, ст. Раздорская).

Название домового может отражать и его статус в семье. Например, в текстах, собранных на территории Багаевского района встречается равнозначное домовому название «хозяин». Следующий текст иллюстрирует обрядовое действие при переходе в новый дом: «када у новый дом пириходять / завут дамавова с сабой // хазяин пайдем в дом / на начь воду аставляйуть / если атпил / значить пришол //». Наряду с мужским образом домового существуют женские соответствия этому персонажу – это мифологические хозяйки дома. Они могут носить следующие имена: домовиха, домовилиха, хозяйка (модовиха, домаха). Данные названия были взяты из Большого толкового словаря донского казачества и этнолингвистического словаря «Славянские древности».

В текстах встретилось только последнее название – хозяйка. Например, в Цимлянском районе, х. Карпов «у нас так гаварили / если куда пьрийижаишь или пастроилса / нада пазвать дамавова с- сабой // два дамавых / хазьайн с хазьаичкай / я ухажу / пайдьемте са-мной / так гаварили //».

Третья группа – лексика, приуроченная к описанию обряда строительства – самая обширная. Она устойчиво фигурирует на территории всех рассматриваемых районов. На данной группе мы остановимся и рассмотрим её более подробно.

Всю лексику можно разделить на 4 класса:

 

  1. конструкции, связанные с выбором места для будущего дома;
  2. процесс закладки дома;
  3. строительство;
  4. освящение построенного дома, новоселье.

 

Гадания при выборе места для будущего жилища и по настоящее время сохранили тесную связь с ритуалом. Место для строительства нового дома могли указывать при помощи специальных внешних признаков: является оно сухим или сырым, (естественно, что влажность считалась неблагоприятным качеством) там, где растёт себирёк, место считается наиболее благоприятным для строительства дома и т.д.

В выборе места для будущего дома кроме внешних признаков немаловажное значение придавалось гадальным мероприятиям. В данном исследовании эта группа лексики не рассматривается. Она будет являться проблемой будущего изучения.

Если выбранное место для строительства нового дома испытало проверку по внешним признакам или по неким гадальным действиям, то считается что место «аблюбовали». Я попыталась проанализировать данное слово. На мой взгляд, приставка «об» несёт в себе семантику «обхвата», с целью присвоения чего-либо себе. Можно привести следующие примеры: объединить, обтянуть обхватить, т.е. замкнуть в какое-либо пространство. В слове «аблюбовали» также чувствуется эта семантика. «Облюбовать», дословно — «объять любовью», т.е. распространить свою любовь и закрепить её за этим пространством. Таким образом, место, которое облюбовали, считалось присвоенным будущим хозяевам дома «от аблюбавали / будуть строица //» (Шолоховский р-н, х. Лебяженский).

Все устойчивые выражения, относящиеся к закладке дома, являются этапом, который предваряет само строительство. Первым существенным моментом здесь считается маркирование углов и соответственно границ между домом и остальным пространством. В результате этого действия., пространству приписывается некоторое символическое значение с признаком «внутренний– внешний» и противопоставляются углы середине дома. Например, в Шолоховском районе для разделения границы дом/не дом встречается процесс забивания осиновых кольев: «па-углам читыря кола / иде будиш строица // нада этат асинавый кол и забить, штобы беды ни прихадили //»

При закладке дома не меньшее значение придавалось выбору времени для начала строительства. Оно считалось благоприятным, если выпадает стройка по срокам на Троицу. Например, в Тарасовском районе встретился следующий текст: «на троицу рубили веточки и фсигда / если стройаца / то уже пpибиpайуть эти палачки и стройуть // и па каждаму углу кладуть / шоп прибытийе було и щасьтье //». Одним из фрагментов славянского строительного обряда является жертвоприношение, совершаемое в магических целях при закладке дома. Оно обеспечивало его прочность и долговечность, а также благополучие хозяев. По Байбурину, семантика строительной жертвы основана на уподоблении строительства дома сотворению мира, который, согласно космогоническим преданиям, был возведен из жертвы.

Вопросом о жертвоприношении занимался также ученый Зеленин. Он в своей работе «Тотемы- деревья в сказаниях и обрядах европейских народов» приходит к следующему выводу: «Жертвы, при основании зданий, служили в идеологии раннего родового общества компенсацией древесным духам за срубленные для постройки деревья. Эта рубка деревьев для дома, с точки зрения примитивной идеологии, влекла за собой смерть жильцов, которые первоначально были одновременно и строителями дома. Жильцы и стали обманывать демонов-тотемов, подсовывая им вместо самих себя детей, пленных, а после рабов и животных».

В собранных текстах на территории Шолоховского района в качестве строительной жертвы выступает петух: «ну / кладуть пеpвуйу брявно / апчинку / и баруть пьатуха // атрубьат йяму голаву на этай апчинки и тада стpойуть //»

В качестве строительной жертвы могли выступать предметы, наделенные магической силой. При этом употребляются следующие конструкции: «залаживать дених»; «залаживать ф хундаминт деньги, сирибро»; «класьть иконы, кресьтики»; «закладывать в угол дома манетку //»

В Багаевском районе, например, встретился такой текст: «если дом стpойать / манетку сиребряну пауложать // эта ат удаления ничистых дух //»

На мой взгляд, семантике глагола «закладывать», приписывается «направильность действия», которая имеет определённую цель, то есть смысл, который мы вкладываем в тот или иной предмет, приобретает совсем иное качество для выполнения заданной функции.

В народной традиции глаголы «залаживать», «класть», «сложить», «закладывать» используются как символический способ передачи свойств от одного предмета к другому. Например, серебряные деньги – к богатству, подкова – на счастье; небольшие иконки и крестики считались божественными защитниками дома.

«Дом строили фсем мирам» – это выражение говорит о том, что люди в строительстве дома старались помогать друг другу. Это действие символично, так как несёт в себе идею самодостаточности мира (т.е. община замкнута сама на себе). Если дом строить при таких условиях, то он будет крепким, прочным: «дом строили усем мирам // была раздиленья труда // дапусьтим дети / деуащки / им давали или штукатурить / другий паднасили землю / а старшийи мясили ногами // тада жалели дятей // найомных рабощих брали ретка // часта семьйами / роцвиники / то тот придот / то тот придот //» (Багаевский р-н, ст. Маныческая).

Дом могли строить также и плотники. Им приписывались тайные способности, знания, связанные с нечеловеческой природой. Плотники могли сделать так, что построенный ими дом оказывался непригодным для проживания: в нём поселялась «нечистая сила». Для этого они использовали необходимые предметы. Например, такими являются – гусиное перо, при строительстве печки.

«если ани гусинае пяро привяжуть / там труба идёт / прилепють / от тожы тада чой-тъ будить // дым наръна будить итить / да а то сажа там патикёт //» (Шолоховский р-н) Или могли использовать пустую бутылку: «как заплатишь / могут ани бутылку пустую ставять у фундаминти / здесь будит ана завывать //» (Усть-Донецкий р-н, ст. Раздорская).

Когда дом построен, первой в него должна войти кошка. Она в народных представлениях наделялась различными демоническими функциями. Только после кошки заходят сами хозяева дома. Текст из Шолоховского района: «када в новый дом заходят / гаварят нада сперва кошку бросить / штобы ана пирначавала / а патом захадить с-ыконай // паставить иё ф пиредьний угал / тада только фсиляца // штобы какии беды / штобы ани на кошку //»

Само действие, «пускание» кошки, символично. В данном случае, на мой взгляд, оно имеет значение «запускания», начало нового жизненного процесса, жизни в новом доме. После этого дом обязательно нужно освятить. Таким образом жилище очищалось от всех нечистых духов: «я приглашала батюшку // я как вот эта пастроили дом / набилила / накрасила // дет паехал // пасвитили мы хату // папочивали и батюшку // ну там жы он приглашал сваих пефчих // пасвитил он и саpай и пасвитил / и па дому хадил //» (Усть-Донецкий р-н, ст. Раздорская).

Местом обитания «нечистой силы» в доме считалась печь и границы дома – окно, порог. Для того чтобы не позволить злому духу проникнуть, жильцы «закрещивали» эти места (чаще всего ночью, перед сном, либо по календарным праздникам).

В этнолингвистическом словаре «Славянские древности» даётся следующее толкование слову «закрещивание»:

Закрещивание – в славянской магии осенять крестным знамением охраняемый объект, изгоняя зло (болезни, нечистую силу и пр.). Семантика закрещивания в народной магии определяется универсальной символикой креста как одного из главных элементов христианской культуры. Слово «закрещивание» близко таким глаголам, как «запирание», «закрывание», «заграждение» и под. Таким образом, закрещивание применяется для защиты охраняемого объекта или пространства от «нечистых сил».

На основе собранного материала можно сделать следующий вывод. На территориях всех исследуемых районов наблюдается одна и та же картина: произошло исчезновение специальной обрядовой лексики. Скорее всего, на это подействовала редукция обрядовых действий. Как видно из текстов, сохранились только описательные конструкции, приуроченные к строительству и переходу в новый дом, а также сохранилась связанная с ним мифология.

Попова А.Д. 
ГУК РО «Раздорский этнографический музей-заповедник», ст. Раздорская
Историко-культурные и природные исследования на территории РЭМЗ. 
Сборник статей, выпуск 3, 2007 г.

Библиографический список

[1] Байбурин А.К. «Строительная жертва» и связанные с нею ритуальные символы у восточных славян // Проблемы славянской этнографии. – Л., 1979

[2] Байбурин А.К. Восточнославянские гадания, связанные с выбором места для нового жилища // Фольклор и этнография. – Л., 1977

[3] Байбурин А.К. К описанию структуры славянского строительного материала. // Текст: семантика и структура. – М., 1983

[4] Большой толковый словарь донского казачества. РГУ. – М., 2003

[5] Славянская мифология (энциклопедический словарь). – М, 1995

[6] Славянские древности (энциклопедический словарь). I–II т.

[7] Зеленин Д.К. Тотемы–деревья в сказаниях и обрядах европейских народов.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Голосование

Ваш любимый раздел журнала?
 
Сейчас на сайте:
  • 1 робот
  • [Bot]

Регистрация

Последние комментарии

Наши светописи

Наши друзья

Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры
Форум Родноверов
Торжище - славянский интернет магазин. Обереги, книги, одежда.
ВЕЛЕСОВ КРУГ
RODZIMA WIARA
Культурный фонд
АТЕНЕЙ
Круг вятичей
Кривичи
Русское мировоззрение
Тайные знания! МедВеды

Наша кнопка

88x31 Код
Журнал Родноверие

Славянские праздники

2017
Травень(май)
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Письма читателей

Здравия Вам!!!. Я хотел спросить про оберег,щит в виде капли,с золотой каёмкой, поле красное,в верху глаз и из него две молнии.Я не помню на каком сайте видел этот оберег, но было написано,что это оберег можно нарисовать на входной двери для защиты жилища.Моя просьба прислать фото или картинку с пояснением. Конечно если это возможно. За раннее благодарен. Константин Константин

Здравия, Константин.

Мы не встречали подобного оберега.

 

Журнал Родноверие

© 2005 - 2017 Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-19899

Яндекс.Метрика