Летопись Вятичей - 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Воины Большой Воды (Продолжение. Начало в №№1,2)Печатается в сокращении Глава 4 Мать-река (Люди с востока) Взял копьё своё Иануш,Стрелы взял и лук свой меткий,И в суму свою сложил он На три дня ржаных лепёшек.И отправился в дорогу,В край неведомый, опасны

Далее...

О Родноверии.

Русско-Славянское Родноверие — Ведание Родовое — это Извечная Природная (Естественная) Духовность, наполняющая и питающая Сердце каждого Руса и Славянина, неразрывно связанная с Родовой Памятью нашего народа и Родовым Исконом, донесённым до нас нашими Предками.Род

Далее...

Аркона

Репортаж со священного острова Руян. Световит Мне снится древняя Аркона, славянский храм,Пылают дали небосклона, есть час громам.Я вижу призрак Световита меж облаков,Кругом него – святая свита Родных богов.Он на коне – и слишком знает восторг погонь,О, вихри молний

Далее...

Бог, старый Бог.

«В год 6453 (945). … Великий князь наш Игорь, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир с

Далее...

Календарь

Немного истории: как создавался славянский родноверческий календарь, которым мы сейчас пользуемся.Перед тем, как начинать праздновать праздники и привлекать людей на них, необходимо было сделать одну важную вещь: составить календарь праздников. В 1993-ем с календарём

Далее...

Тверская сказка

Александр Борисович Угланов из тех, кого сегодня называют славянскими художниками, художниками-сказочниками. По мановению его волшебной кисти на холсте просыпаются забытые легенды глубокой старины: исчезнувшая Атлантида, загадочная Гиперборея, славянская Русь. Р

Далее...

Славянские свадебные традиции

Крепко-накрепко, вечно-навечно... Наверное, для каждого, кто праздновал Свадьбу — она на всю жизнь остается одним из сильнейших эмоциональных впечатлений. Мы (особенно женщины) то и дело возвращаемся к воспоминаниям тех ярких и счастливых дней, никогда не прочь, с гос

Далее...

Народные Гадания в Зимние Святки.

«…. Теперь, девки, и за гаданье можно взяться, у меня всё припасено, – сказала тётка Маланья.С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, поку

Далее...

Древние лики Богов

12 июля 2008 года на территории Москвы, во время проведения строительных работ при рытье котлована, была обнаружена фигура из дерева.Вот что написала по этому поводу газета «Калужские новости» (№29(342) 24.07.08) в статье «Уникальное изваяние нашли в мусоре»: «В прошедшие выхо

Далее...

Славянский искон.

История создания Краснодарской городской общины «Славянский искон» началась в конце 2004 года на Кубанском религиозном форуме. В жарких дебатах с противниками родноверия познакомились Светозар и Людмила, ставшие позже основателями общины. На тот момент складывалас

Далее...

Интервью с создателем РБМ.

Фактическая история Русского Боевого Многоборья насчитывает восемь лет. В 2004 году, в Саратове, официально зарегистрирована Федерация РБМ. Современная школа ближнего боя вобрала в себя главные направления традиционной состязательной славяно-русской культуры, превр

Далее...

Вещее древо из Сибири

Представляем читателям сибирскую музыкальную группу «ВеданЪ КолодЪ», играющую славянскую этномузыку. В начале следующего года группа празднует свое пятилетие. О том, как музыканты восстанавливают музыкальные инструменты, бытовавшие на Руси еще до принятия христиа

Далее...

Ведьма

Говорят, когда Бог хочет наказать, он отнимает разум... У неё он отнял ноги, потом мужа, её Александра, который стал её ногами... За что? Они так любили друг друга! Он – красивый, внимательный, добрый. Она – такая гордая красавица... Была когда-то... Опять слёзы душили её. Уже

Далее...

Тетушка Йо-Га

Лесная тишина с легким шелестом листвы и цвирканьем птичек накрыла внезапно. Кит остановился, оглядел полянку, на которую вывели его солнечные грибы-лисички. Маленькая корзинка, врученная мамой, набита до отказа, а хитрушки все уводили от тропки в сторону. – Ау, – ост

Далее...

Велеслава: музыка божественна и сокровенна, как рождение ребенка

Проекту «Велеслава» уже больше пяти лет. Тематикой песен всегда было языческое прошлое и настоящее Руси. Песни исполнительницы это не украшенные современными звуками перепевы этнических раритетов. В её репертуаре современные авторские тексты и музыка, в основе кот

Далее...

Статус переходных обрядов

Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

К вопросу о статусе переходных обрядов в восточнославянской культурной традиции

Обряды перехода, связанные, как известно, с изменением возрастного и социального статуса индивида, занимают одно из центральных мест в традиционной обрядности многих народов мира. Вместе с тем, вопрос о переходных обрядах в восточнославянской культурной традиции вплоть до настоящего времени является дискуссионным. Впервые он был поставлен еще в 1911 г. Д.К. Зелениным, который вскрыл связь обряда скакания в поневу с празднованием совершеннолетия девушек и тем самым отнес его к разряду переходных, признав ошибочным мнение о том, что “обряды инициаций на девушек не распространяются”1.

Заметим, что обряд скакания в поневу относится, скорее, к группе пубертатных, то есть связанных с достижением физической зрелости обрядов, и не является инициацией, в строгом смысле слова, которая характеризуется приобщением посвящаемого к эзотерическим знаниям, включением его в какую-либо замкнутую корпорацию, а также искусственной заданностью ситуации, то есть отсутствием прямой связи с физическим созреванием2.

В отечественной литературе, затрагивающей данный вопрос, наметилась до некоторой степени парадоксальная ситуация. С одной стороны, со ссылкой на классический труд В.Я. Проппа, посвященный русской волшебной сказке, исследователи отмечают детальную разработку и широкую представленность сюжета инициации в славянском повествовательном фольклоре3: в этой связи представляют интерес попытки реконструкции древнерусского обряда инициации юношей на основе данных, содержащихся в былинах, предпринятые В.Г.Балушок4. С другой стороны, многие авторы выражают сомнение в том, что переходные обряды когда-либо существовали у восточных славян в четко оформленном виде и склоняются к мнению, согласно которому элементы последних были включены в различные обрядовые циклы - календарный, родильно-крестильный, свадебный и похоронно-поминальный - таково мнение Т.А. Бернштам5. В.И. Еремина высказала предположение, что древние славяне “по-видимому, не знали инициации как ритуального действа в целом”; А.К Байбурин в связи с этим прямо пишет об отсутствии инициации в восточнославянской традиционной культуре, которое “компенсировалось тем, что ее функции оказались распределены между другими обрядами”; сходной точки зрения придерживается Г.А. Левинтон, считающий, что множество схождений между женской инициацией и весенней обрядностью может получить объяснение “на чисто функциональной основе, без привлечения генетических гипотез”6.

Таким образом, в настоящее время в отечественной науке отсутствует ясное понимание статуса переходных обрядов в восточнославянской культурной традиции; определение их места в системе традиционной обрядности в целом также пока затруднено в силу отсутствия общепризнанной типологии последней: как констатировал недавно К.В. Чистов, “фундаментальные исследования обрядов восточных славян... не привели до сих пор к созданию единой и в достаточной мере обоснованной типологии”7.

Рассмотрим некоторые обряды весенне-летнего цикла в связи с проблемой женских переходных обрядов в восточнославянской культуре. В литературе неоднократно отмечалось, что многие весенне-летние обряды восточных славян в силу своего структурно-семантического и функционального единства являлись идентичными или взаимозаменяемыми. Общего названия для этих обрядов не существует: в том случае, когда центром обрядового действия являлось торжественное шествие его участников с ритуальным символом, в его названии фигурировал термин "вождение" - таковы обряды вождения колоса, стрелы, русалки, троицкой березки и пр. В том случае, когда центром обряда выступало уничтожение ритуального символа (предание его огню, воде или земле), в его названии фигурировал термин "проводы" и / или "похороны" - таковы обряды проводов масленицы, весны, похорон костромы, кукушки, соловушки и пр. Название обряда складывалось, таким образом, из сочетания одного из указанных терминов с наименованием ритуального символа, находившегося в фокусе обрядовых действий.

Анализ половозрастной структуры подобных обрядов позволил прийти к выводу, что в своем традиционном варианте они отличались устойчивым составом исполнителей, исключавшим участие мужской части населения. Главная роль в них принадлежала девушкам и молодым женщинам - "девицам и молодицам", согласно многим источникам. Роль главного персонажа нередко исполняла девушка (девочка), являвшаяся персонификацией ритуального символа, фигурировавшего в названии обряда.

Записанный в середине XIX в. во Владимирской губ. обряд "вождение колоса" характеризовался, к примеру, наличием главной исполнительницы - "специально наряженной и украшенной лентами девочки лет 12-ти - колоска", шествие процессии с которой завершалось возле ржаного поля, где девочка срывала горсть созревающих колосьев8. Уничтожение ритуального символа (ржаных колосьев) совершалось, таким образом, самим главным персонажем (девочкой-колоском), имя которого, как видим, совпадало с названием символа.

Наиболее характерным типом подобных обрядов для Сибири следует признать троицкий комплекс с березкой. Главную роль в обряде, записанном в начале XX в. в Тюменском уезде, исполняла девочка 10-12-ти лет, которая принимала участие в плясках и хороводах, держась за ствол наряженного в девичью одежду дерева. Вечером, на берегу реки или озера деревце раздевали, а девочка, которую, как подчеркивается в описании, также называли березкой, бросала его в воду. Остальные девушки бросали в воду свои венки9. Ритуальный символ (троицкое дерево) здесь, как и в предыдущем примере, выступал атрибутом главного персонажа (девочки-березки), а его уничтожение, по всей видимости, означало ритуальную смерть самой исполнительницы.

Заметим, что Тюменский обряд является прямой иллюстрацией гипотезы В.Я. Проппа о "фазах рождения божества растительности", согласно которой воплощением отделяемой от дерева растительной силы является на определенной стадии антропоморфное существо; особенно хорошо эта фаза, по мысли автора, представлена русскими материалами, когда "дерево несет девушка или девушка идет под деревом, как бы воплощая его"10.

В литературе существует и другая точка зрения на природу типологически сходных обрядовых действий. Так, А.К. Байбурин, к примеру, считает, что выбранные из числа участников п о д р о с т к и, которых наряжали соответствующим образом, могли исполнять роли главных персонажей именно в игровых вариантах обряда11.

В более поздних сибирских вариантах, зафиксированных полевыми материалами (Новосибирская, Тюменская обл., Алтайский край), сведения о шествиях с троицкой березкой носят единичный характер. Гораздо чаще срубленное перед праздником дерево устанавливали на несколько дней перед домом, где жила девушка-невеста, а по истечении этого срока - "ломали на дрова". Обычай "спускать на воду" троицкие венки сохранялся несколько дольше.

Обладая набором признаков, характерных для обрядов календарного цикла, рассмотренные обряды обнаруживают явную связь с обрядами жизненного цикла (пространственное перемещение героя ритуала, его временная ритуальная смерть и пр.). Учитывая сказанное, представляется правомерным высказать предположение о том, что девицы и молодицы в указанных обрядовых действиях выступали как представительницы особой социовозрастной группы, члены которой обладали общим, с точки зрения традиционной культуры, статусом как лица, уже достигшие брачного возраста, но еще не ставшие родителями. Именно они являлись организаторами обрядовых действий, главная роль в которых первоначально, вероятно, отводилась девушкам, достигшим совершеннолетия в истекшем году.

Ритуальный характер объединений участниц подобных обрядов был отмечен Т.А. Бернштам. Исследуя обряд "крещение и похороны кукушки”, она пришла к выводу, что генетически он восходит к некоему переходно-возрастному обряду девушек-невест и молодиц, "вступавших в определенное время года в ритуальную связь между собой". Вместе с тем, связь с аграрной тематикой и культом умирающей и воскресающей растительности, которая следует из содержания сопровождавших обряд песен ("Где девки шли, там рожь густа, / Нажиниста, умолотиста..."), была признана ею позднейшим наслоением, носящим случайный характер и не имеющим отношения к сути обряда12.

Л.Н. Виноградова при изучении полесской "русальной" традиции, напротив, пришла к выводу о том, что вопрос о связи главного персонажа (в данном случае, русалки) с вегетативным культом и идеей плодородия в целом чрезвычайно важен, хотя и мало разработан. В то же время, специфика состава участниц подобных обрядов находит, по мнению исследовательницы, объяснение в обычае поминовения на Троицу "исключительно душ умерших детей, девушек и молодых женщин", в силу чего основные ритуалы троицкого периода и являлись девичьими и женскими13.

Ритуальная форма объединения участниц рассмотренных обрядовых действий, безусловно, отвечала содержанию последних и следовала из присущей им семантики перехода. В случае отсутствия ритуального символа той или иной форме ритуального умерщвления подвергался главный персонаж (участницы обряда “вождение русалки”, к примеру, при подходе к ржаному полю срывали зелень и венок с ряженой русалкой девушки и толкали ее в жито - подчеркнуто мною, - Г.Л.)14.

Наряду с этим, представляется принципиальным вопрос о календарной приуроченности переходных обрядов, имевшей, по всей видимости, не случайный характер. Приуроченность женских переходных обрядов ко времени весенне-летнего пограничья15 имеет глубокие корни и восходит к мировоззрению ранних земледельцев. Заботы о будущем урожае в сознании человека аграрного общества были тесно переплетены с заботами о продолжении рода, поэтому биологическое созревание человека всегда соотносилось с плодородием природы в целом, а цикличные явления природы - с человеческими жизненными циклами.

Не случайно "для исполнения главной роли в обряде оберегания созревающих хлебов" выбирались именно девочки-колоски, "сами находившиеся в периоде созревания", на что в свое время обратил внимание Б.А.Рыбаков16.

Определение типологической принадлежности подобных (несущих переходную семантику) обрядов связано с определенными трудностями. Приуроченность к определенному календарному периоду не позволяет считать эти обряды обычной разновидностью обрядов жизненного цикла, а наличие главного персонажа, подвергающегося ритуальному преобразованию, препятствует безусловному отнесению их в разряд календарных обрядов. Ввиду отсутствия ясного понимания статуса переходных обрядов в восточнославянской культурной традиции вопрос о природе их сходства с обрядами других типов (общие генетические корни, функциональное единство, позднейшая контаминация в результате вытеснения в профанную сферу и пр.) остается пока открытым.

Применительно к восточнославянской культурной традиции можно, по всей видимости, вести речь об особой системе переходных обрядов, существовавшей либо самостоятельно, либо, (что более вероятно), в качестве составной части других обрядовых циклов, которая фиксировала различные состояния человека, связанные с переходом к новому социо-возрастному статусу.

Г.В. Любимова

1. См.: Зеленин Д.К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских // Живая старина. СПб, 1911. Вып.2, С.236-239.

2. О разграничении обрядов см.: Тендрякова М.В. Мужские и женские инициации. (Вариант постановки проблемы) // ЭО, -1992, №4, С.30-31.

3. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. (Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов). СПб, 1993, С.65.

4. См.: Балушок В.Г. Исцеление Ильи Муромца: древнерусский ритуал в былине // СЭ, -1991, -№5; Она же. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // ЭО, -1993, -№4. Об элементах инициации в русском былинном эпосе см. также: Бернштам Т.А. Эпический герой на пути к совершеннолетию // Кунсткамера. Этнографические тетради. 1994. Вып. 5-6 и др.

5. См., например: Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. -Л. 1988, С.53.

6. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991, С.93; Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. С.65; Левинтон Г.А. К статье Д.К. Зеленина “Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских” // Проблемы славянской этнографии. (К 100-летию со дня рождения чл.-корр-та АН СССР Д.К. Зеленина). Л., 1979, С.174.

7. Чистов К.В. К классификации обрядов жизненного цикла // Язычество восточных славян. Л., 1990, С.102.

8. Архив РГО, р.6, оп.1, д.22, лл.27-31.

9. Городцов П.А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1915, Вып. 26, С.6-7.

10. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. (Опыт историко-этнографического исследования). Л., 1963, С.98-99.

11. См.: Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. С.142.

12. Бернштам Т.А. Обряд “крещение и похороны кукушки” // Сб. МАЭ, Л., 1981, Т.XXXVII, Материальная культура и мифология. С.181, 190, 201.

13. Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской “русальной” традиции // Славянский и балканский фольклор. М., 1986, С.89, 121, 128.

14. Там же. С. 115 .

15. Вопрос о календарной приуроченности мужских обрядов перехода требует специального изучения. В качестве предварительного наблюдения отметим, что элементы последних группировались в рамках святочно-масленичного периода, отмеченного множеством обрядов, знаменующих собой начало нового сельскохозяйственного цикла.

16. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. -М., 1981, С. 180.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Голосование

Ваш любимый раздел журнала?
 
Сейчас на сайте:
  • 1 гость
  • 1 робот
  • [Bot]

Регистрация

Последние комментарии

Наши светописи

Наши друзья

Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры
Форум Родноверов
Торжище - славянский интернет магазин. Обереги, книги, одежда.
ВЕЛЕСОВ КРУГ
RODZIMA WIARA
Культурный фонд
АТЕНЕЙ
Круг вятичей
Кривичи
Русское мировоззрение
Тайные знания! МедВеды

Наша кнопка

88x31 Код
Журнал Родноверие

Славянские праздники

2017
Кветень(апрель)
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Письма читателей

Здравия Вам!!!. Я хотел спросить про оберег,щит в виде капли,с золотой каёмкой, поле красное,в верху глаз и из него две молнии.Я не помню на каком сайте видел этот оберег, но было написано,что это оберег можно нарисовать на входной двери для защиты жилища.Моя просьба прислать фото или картинку с пояснением. Конечно если это возможно. За раннее благодарен. Константин Константин

Здравия, Константин.

Мы не встречали подобного оберега.

 

Журнал Родноверие

© 2005 - 2017 Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-19899

Яндекс.Метрика