Летопись Вятичей - 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Воины Большой Воды (Продолжение. Начало в №№1,2)Печатается в сокращении Глава 4 Мать-река (Люди с востока) Взял копьё своё Иануш,Стрелы взял и лук свой меткий,И в суму свою сложил он На три дня ржаных лепёшек.И отправился в дорогу,В край неведомый, опасны

Далее...

О Родноверии.

Русско-Славянское Родноверие — Ведание Родовое — это Извечная Природная (Естественная) Духовность, наполняющая и питающая Сердце каждого Руса и Славянина, неразрывно связанная с Родовой Памятью нашего народа и Родовым Исконом, донесённым до нас нашими Предками.Род

Далее...

Аркона

Репортаж со священного острова Руян. Световит Мне снится древняя Аркона, славянский храм,Пылают дали небосклона, есть час громам.Я вижу призрак Световита меж облаков,Кругом него – святая свита Родных богов.Он на коне – и слишком знает восторг погонь,О, вихри молний

Далее...

Бог, старый Бог.

«В год 6453 (945). … Великий князь наш Игорь, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир с

Далее...

Календарь

Немного истории: как создавался славянский родноверческий календарь, которым мы сейчас пользуемся.Перед тем, как начинать праздновать праздники и привлекать людей на них, необходимо было сделать одну важную вещь: составить календарь праздников. В 1993-ем с календарём

Далее...

Тверская сказка

Александр Борисович Угланов из тех, кого сегодня называют славянскими художниками, художниками-сказочниками. По мановению его волшебной кисти на холсте просыпаются забытые легенды глубокой старины: исчезнувшая Атлантида, загадочная Гиперборея, славянская Русь. Р

Далее...

Славянские свадебные традиции

Крепко-накрепко, вечно-навечно... Наверное, для каждого, кто праздновал Свадьбу — она на всю жизнь остается одним из сильнейших эмоциональных впечатлений. Мы (особенно женщины) то и дело возвращаемся к воспоминаниям тех ярких и счастливых дней, никогда не прочь, с гос

Далее...

Народные Гадания в Зимние Святки.

«…. Теперь, девки, и за гаданье можно взяться, у меня всё припасено, – сказала тётка Маланья.С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, поку

Далее...

Древние лики Богов

12 июля 2008 года на территории Москвы, во время проведения строительных работ при рытье котлована, была обнаружена фигура из дерева.Вот что написала по этому поводу газета «Калужские новости» (№29(342) 24.07.08) в статье «Уникальное изваяние нашли в мусоре»: «В прошедшие выхо

Далее...

Славянский искон.

История создания Краснодарской городской общины «Славянский искон» началась в конце 2004 года на Кубанском религиозном форуме. В жарких дебатах с противниками родноверия познакомились Светозар и Людмила, ставшие позже основателями общины. На тот момент складывалас

Далее...

Интервью с создателем РБМ.

Фактическая история Русского Боевого Многоборья насчитывает восемь лет. В 2004 году, в Саратове, официально зарегистрирована Федерация РБМ. Современная школа ближнего боя вобрала в себя главные направления традиционной состязательной славяно-русской культуры, превр

Далее...

Вещее древо из Сибири

Представляем читателям сибирскую музыкальную группу «ВеданЪ КолодЪ», играющую славянскую этномузыку. В начале следующего года группа празднует свое пятилетие. О том, как музыканты восстанавливают музыкальные инструменты, бытовавшие на Руси еще до принятия христиа

Далее...

Ведьма

Говорят, когда Бог хочет наказать, он отнимает разум... У неё он отнял ноги, потом мужа, её Александра, который стал её ногами... За что? Они так любили друг друга! Он – красивый, внимательный, добрый. Она – такая гордая красавица... Была когда-то... Опять слёзы душили её. Уже

Далее...

Тетушка Йо-Га

Лесная тишина с легким шелестом листвы и цвирканьем птичек накрыла внезапно. Кит остановился, оглядел полянку, на которую вывели его солнечные грибы-лисички. Маленькая корзинка, врученная мамой, набита до отказа, а хитрушки все уводили от тропки в сторону. – Ау, – ост

Далее...

Велеслава: музыка божественна и сокровенна, как рождение ребенка

Проекту «Велеслава» уже больше пяти лет. Тематикой песен всегда было языческое прошлое и настоящее Руси. Песни исполнительницы это не украшенные современными звуками перепевы этнических раритетов. В её репертуаре современные авторские тексты и музыка, в основе кот

Далее...

Велес

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ВЕЛЕС — божество в славянской языческой мифологии. В С. употреблено прилагательное от В.: «Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче...» (С. 7).

В древнерусских письменных памятниках наряду с общеславянской формой Велесъ (Veles) встречается также имя «Волосъ». В наст. время преобладает точка зрения, согласно которой В. — общеславянский бог, на Руси называвшийся также Волос.

Мнение Вс. Миллера, считавшего форму В. южнославянским, а Волос — восточнославянским, убедительно опровергли Е. В. Барсов, приведший многочисленные русские топонимические названия от В., и А. А. Потебня, напомнивший, вслед за М. Касторским, о существовании параллельных форм типа Волынь — Велынь, волыняне — велыняне, волот — велетень и др. Несостоятельно и мнение, согласно которому Волос — севернорусская форма, а В. — южнорусская В действительности же оба имени употребительны на Руси повсеместно. Д. О. Шеппинг предполагал, что Волос и В. — два разных божества языческого пантеона, так как в источниках имя Волос сопровождается определением «скотий бог», а при имени В. оно отсутствует. С этим определением имя Волос употреблено в ПВЛ под 907 и 971 при сообщении о договорах русских с греками, в Житии князя Владимира и в «Слове некоего христолюбца». В «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1847 священником А. Лебедевым в книге «Храмы Власьевского прихода г. Ярославля», имя Волос не сопровождается определением «скотий бог», но и здесь очевидна функциональная связь Волоса со скотом. Здесь, в частности, сообщается, что идол Волоса стоял в Ярославле посредине логовины, называвшейся Волосовой, из которой по обычаю весной впервые выгоняли скот на пастбище. В дни первого выгона скота на пастбище Волосу приносили в жертву «тельца и телицу».

 

Имя В. встречается помимо С. в одном из списков «Хождения Богородицы по мукам», где говорится о посмертном наказании тех, кто «Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша», и в Житии Авраамия Ростовского, сообщающем, что святой разрушил каменный идол В., почитавшийся «чудским концом» Ростова.

Как следы почитания В. можно рассматривать названия деревень, городов, урочищ по всему слав. миру, а также фамилии, образованные от имен В. или Волос.

Суммируя сведения о В., можно выделить несколько функций восточнославянского В. — Волоса. Прежде всего, В. — «скотий бог». Слово «скот» означало в древнерусском языке домашних животных, преимущественно крупный рогатый скот, и одновременно — имущество, 186 деньги, богатство. В был также божеством растительного плодородия, о чем свидетельствует обряд «завивания бороды» В.: в дар ему оставляли на поле несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, «завивая» и украшая их (см.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. СПб., 1865. Т. 1. С. 697). Одну из функций В. выводят из текста С., где Боян именуется «Велесовым внуком». Наиболее распространено мнение, что В. выступает покровителем певцов, источником вдохновения, подобно Аполлону (Н. М. Гальковский, И. И. Срезневский и др.) или сканд. Одину (С. Сабинин), который почитался как хранитель напитка поэтического вдохновения, творческой силы. По мнению И. В. Сребрянского, эпитет Бояна — «вещий» указывает на то, что В. был «обладателем дара ведать жизнь в ее таинственном бытии». Р. О. Якобсон также предполагал, что в основу связи Бояна и В. положено искусство предсказания, предвидения. Е. В. Аничков считал, что, называя Бояна внуком В., автор С. пользовался каким-то установленным среди истолкователей древнерусской мифологии генеалогическим построением, согласно которому В. (знаменитый человек, по недоразумению возведенный в боги) не что иное, как родоначальник Бояна, а может быть, и вообще баянов. В. В. Иванов и В. Н. Топоров, видящие в В. противника громовержца Перуна, мифического Змея, считают, что название Бояна «Велесовым внуком» в С. отражает древнюю связь культа В. с обрядовыми песнями и поэзией.

Отождествляя «скотья бога» Волоса с В., исследователи по-разному объясняли то, каким образом «скотий бог» являлся одновременно и богом поэзии. По мнению Гальковского и Н. Квашнина-Самарина, причиной было то, что пастухи, покровителем которых являлся В., были обыкновенно певцами и музыкантами. Аничков полагал, что В., как бог богатства и торговли, оказывался и богом вообще культуры, отчего он представлялся книжником, родоначальником всей древней культуры и всего искусства. С точки зрения Барсова, покровителем сельского хозяйства и скота В. почитался земледельцами и пастухами. Для дружинников же, точнее дружинных певцов, В. был подателем вдохновения, источником способности к предсказанию, постижению тайного смысла сущего.

Лит.: Волков. Нечто о Велесе // ВЕ. 1819. Ч. 107. № 9. С. 174—184; Полевой Н. Замечания на статью: «Волков. Нечто о Велесе» // Там же. Ч. 108. № 21. С. 38—48; Касторский М. Начертание славянской мифологии. СПб., 1841. С. 175—177; Сабинин С. Волос, языческое божество славяно-руссов, сравненное с Одином скандинавов // ЖМНП. 1843. Ч. 40. Отд. II. С. 17—52; Срезневский И. Об обожании Солнца у древних славян // Там же. 1846. Ч. 51. Отд. II. С. 52—60; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. СПб., 1865. Т. 1. С. 401—402, 691—698; Квашнин-Самарин Н. Очерк славянской мифологии // Беседа. 1872. Кн. 4. С. 256—257; Миллер Вс. 1) Взгляд. С. 77—81; 2) К вопросу о «Слове о полку Игореве» // Критич. обозрение. 1879. № 3. С. 20—31; Барсов. 1) Слово. Т. 1. С. 352—362; 2) Лексикология. С. 76—77; Шеппинг Д. О. Наши письменные источники о языческих богах русской мифологии. Воронеж, 1889. С. 26—28; Сребрянский И. В. Мифология «Слова о полку Игоревен // Изв. ист.-филол. ин-та князя Безбородко в Нежине. Нежин, 1895. Т. 15. С. 3—33; Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 337; Потебня. Слово. С. 21—23; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1. С. 27—30; Перетц. Слово. С. 74—77; Булаховський Л. А. Лінгвістичні уваги про міфологічні назви «Слова о полку Ігоревѣ» // Мовознавство. Наук. зап. Ин-ту мовознавства АН УССР. 1959. Т. 15. С. 21—32; Топоров В. Н. Фрагмент славянской мифологии // Краткие сообщ. Ин-та славяноведения АН СССР. 1961. Т. 30. С. 14—32; Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. 1) Славянские языковые моделирующие системы (Древний 187

период). М., 1965 (по указателю); 2) Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974 (особенно гл. 2); 3) Велес // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1. С. 227; Jakobson R. The Slavic God Veles and his Indo-European Cognates // Studi linguistici in onore di Vittore Pisani II. Paideia Editice Bresia, 1969; Якобсон Р. Роль лингвистических показаний в сравнительной мифологии // Тр. VII Междунар. конгресса антропол. и этногр. наук. М., 1970. Т. 5. С. 614—615; Живанчевич В. «Волос — Велес» — славянское божество териоморфного происхождения // Там же. Т. 8. С. 46—49; Мачинский Д. А. «Дунай» русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии // Рус. Север: Проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981. С. 126—133; Баскаков. Тюркская лексика. С. 141—142; Рыбаков Б. А. 1) Язычество древних славян, М., 1981. С. 421—431; 2) Язычество древней Руси. М., 1987. С. 419—421; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982 (гл. 3).

Л. В. Соколова

Описание: http://counter.rambler.ru/top100.cnt?380292

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Голосование

Ваш любимый раздел журнала?
 
Сейчас на сайте:
  • 1 гость
  • 1 робот
  • [Bot]

Регистрация

Последние комментарии

  • Святые камни России. Синь-Каме...
    Отчаявшиеся, уже потерявшие надежду зачать ребеночка пары ездят к Синь-камня с целью "исцеления от б...
    ⋆ Инна
  • Трот и руническая магия
    Здравия! Да, очень ждём продолжение :)
    ⋆ Весна
  • Славянское мировозрение (лекци...
    Здравия! подскажите, пожалуйста, с какой поры, согласно источникам, можно души умерших предков отпус...
    ⋆ Весна
  • Славянский искон.
    Сегодня актуальным становится энергоинформаци онная безопасность родноверия. И все больше появляется...
    ⋆ Святояр
  • Аркона
    А кто может мне пояснить, что закульт был витязей черных и белых?
    ⋆ Моцарт

Наши светописи

Наши друзья

Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры
Форум Родноверов
Торжище - славянский интернет магазин. Обереги, книги, одежда.
ВЕЛЕСОВ КРУГ
RODZIMA WIARA
Культурный фонд
АТЕНЕЙ
Круг вятичей
Кривичи
Русское мировоззрение
Тайные знания! МедВеды

Наша кнопка

88x31 Код
Журнал Родноверие

Славянские праздники

2017
Жёлтень(октябрь)
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Письма читателей

Здравия Вам!!!. Я хотел спросить про оберег,щит в виде капли,с золотой каёмкой, поле красное,в верху глаз и из него две молнии.Я не помню на каком сайте видел этот оберег, но было написано,что это оберег можно нарисовать на входной двери для защиты жилища.Моя просьба прислать фото или картинку с пояснением. Конечно если это возможно. За раннее благодарен. Константин Константин

Здравия, Константин.

Мы не встречали подобного оберега.

 

Журнал Родноверие

© 2005 - 2017 Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-19899

Яндекс.Метрика